Научная статья на тему 'Система физической подготовки женщин в период беременности к естественному рождению здоровых детей'

Система физической подготовки женщин в период беременности к естественному рождению здоровых детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5786
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕМЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГИМНАСТИКА / РЕБЕНОК / РАЗВИТИЕ / РОДЫ / ВАГіТНіСТЬ / ФіЗИЧНА ПіДГОТОВКА / ГіМНАСТИКА / ДИТЯ / РОЗВИТОК / ПОЛОГИ / PREGNANCY / PHYSICAL PREPARATION / GYMNASTICS / CHILD / DEVELOPMENT / BIRTHS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Прусик Кристоф, Ермаков Сергей Сидорович, Козина Жаннета Леонидовна

Рассмотрены основные положения системы физической подготовки беременных «Раскрытие цветка». Система построена согласно основным положениям теории и методики физической культуры. Центральное место в системе занимает гимнастика для женщин в период беременности в стихах о природе. Гимнастика содержит волнообразные движения, направленные на укрепление мышц малого таза, развитие гибкости и эластичности. В экспериментальном исследовании приняли участие 59 беременных, которые были разделены на 4 группы согласно уровню их физической подготовленности. Показано, что применение системы физической подготовки женщин в период беременности оказывает положительное влияние на ход родов, способствует нормализации показателей анализов крови и мочи, предотвращению разрывов промежности и осложнений, существенному уменьшению болевых ощущений во время родов. Применение системы физической подготовки женщин в период беременности оказывает также положительное влияние на развитие детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Прусик Кристоф, Ермаков Сергей Сидорович, Козина Жаннета Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of physical training for women during pregnancy to a natural birth of healthy children

The substantive provisions of the system of physical preparation of pregnant are considered in «Opening of flower». The system is built in obedience to the substantive provisions of theory and method of physical culture, a central place in the system occupies gymnastics for future mothers in verses about nature. A gymnastics contains undulations, directed on strengthening of muscles of small pelvis, development of flexibility and to elasticity. In experimental research took part 59 pregnant which parted on 4 groups in obedience to the level of their physical preparedness. It is rotined that application of the system of physical preparation of future mothers «Opening of flower» is rendered by positive influence on motion of births, instrumental in normalization of indexes of blood and urine tests, prevention of breaks of crotch and complications, substantial diminishing of the pain feelings during births. Application of the system of physical «Opening of flower» renders future mothers also positive influence on development of children.

Текст научной работы на тему «Система физической подготовки женщин в период беременности к естественному рождению здоровых детей»

Система физической подготовки женщин в период беременности к естественному рождению здоровых детей

Прусик Кристоф1, Ермаков Сергей2, Козина Жаннета3

Академия физического воспитания и спорта в Гданське1 Харьковская государственная академия дизайна и искусств2 Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды3

Анотації:

Рассмотрены основные положения системы физической подготовки беременных «Раскрытие цветка». Система построена согласно основным положениям теории и методики физической культуры. Центральное место в системе занимает гимнастика для женщин в период беременности в стихах о природе. Гимнастика содержит волнообразные движения, направленные на укрепление мышц малого таза, развитие гибкости и эластичности. В экспериментальном исследовании приняли участие 59 беременных, которые были разделены на 4 группы согласно уровню их физической подготовленности. Показано, что применение системы физической подготовки женщин в период беременности оказывает положительное влияние на ход родов, способствует нормализации показателей анализов крови и мочи, предотвращению разрывов промежности и осложнений, существенному уменьшению болевых ощущений во время родов. Применение системы физической подготовки женщин в период беременности оказывает также положительное влияние на развитие детей.

Ключові слова:

беременность, физическая подготовка, гимнастика, ребенок, развитие, роды.

Прусик Кристоф, Єрмаков С.С., Козіна Ж.Л. Система фізичної підготовки жінок у період вагітності до природнього народження здорових дітей. Розглянуто основні положення системи фізичної підготовки вагітних «Розкриття квітки». Система побудована згідно основним положенням теорії і методики фізичної культури. Центральне місце в системі займає гімнастика для жінок у період вагітності у віршах про природу. Гімнастика містить хвилеподібні рухи, направлені на зміцнення м'язів малого тазу, розвиток гнучкості і еластичності. У експериментальному дослідженні взяли участь 59 вагітних, які були розділені на 4 групи згідно з рівнем їх фізичної підготовленості. Показано, що застосування системи фізичної підготовки жінок у період вагітності надає позитивний вплив на хід пологів, сприяє нормалізації показників аналізів крові і сечі, запобіганню розривам промежини

і ускладнень, істотному зменшенню больових відчуттів під час пологів. Застосування системи фізичної підготовки жінок у період вагітності надає також позитивний вплив на розвиток дітей.

вагітність, фізична підготовка, гімнастика, дитя, розвиток, пологи.

Prusik Krzysztof, Iermakov S.S., Kozina Zh.L. The system of physical training for women during pregnancy to a natural birth of healthy children. The substantive provisions of the system of physical preparation of pregnant are considered in «Opening of flower». The system is built in obedience to the substantive provisions of theory and method of physical culture, a central place in the system occupies gymnastics for future mothers in verses about nature. a gymnastics contains undulations, directed on strengthening of muscles of small pelvis, development of flexibility and to elasticity. In experimental research took part 59 pregnant which parted on 4 groups in obedience to the level of their physical preparedness. It is rotined that application of the system of physical preparation of future mothers «Opening of flower» is rendered by positive influence on motion of births, instrumental in normalization of indexes of blood and urine tests, prevention of breaks of crotch and complications, substantial diminishing of the pain feelings during births. application of the system of physical «Opening of flower» renders future mothers also positive influence on development of children.

pregnancy, physical preparation, gymnastics, child, development, births.

«Рождение ребенка — высшее предназначение женщины. Осознание и прочувствование красоты, неповторимости этого события — высшая награда не только для самой матери, но и для всей семьи, для общества, для нации».

(Грантли Дик-Рид, Доктор медицины, 1933г.)

Введение.

Согласно данным, представленным в современных руководствах по акушерству и лечебной физической культуре [5, 14], при нормально протекающей беременности полезны регулярные занятия специальной гимнастикой. У женщин, систематически занимающихся специальной гимнастикой, роды протекают быстрее, легче и с меньшим количеством осложнений, чем у женщин, ведущих малоподвижный образ жизни [1, 2, 3]. Это не случайно, т.к. основа жизни

- движение, поэтому оно необходимо беременным в первую очередь. Именно двигательная активность способствует правильному формированию ребенка, готовит организм ребенка и матери к предстоящим родам. Роды - это очень интенсивная работа мышц, вначале только гладких мышечных волокон, которые не управляются сознанием, а потом - и других, скелетных, которые подвластны сознанию. Поэтому мышцы, участвующие в родовой деятельности, а также сердечно-сосудистая система у женщин в период беременности должны быть развиты очень хорошо.

© Прусик Кристоф, Ермаков С.С., Козина Ж.Л., 2010

Физическая подготовка женщин в период беременности способствует решению нескольких задач:

1. Улучшение состояния беременной, содействие нормальному протеканию беременности;

2. Подготовка беременной к предстоящим родам;

3. Рождение здорового ребенка.

Частично на решение этих задач направлена традиционная система лечебной физической культуры (ЛФК) для беременных [5, 14].

Согласно рекомендациям, представленным в работе [14], занятия разбиваются на три основных комплекса в зависимости от двигательных возможностей женщины в разные сроки беременности: I - комплекс упражнений до 16 недель беременности, II — от 17 до 31 недели, III — от 32 до 40 недель. При увеличивающемся сроке беременности упражнения облегчаются, их количество несколько уменьшается [14]. Однако, как указывает автор, в женских консультациях очень трудно, а зачастую и невозможно добиться комплектования групп беременных с учетом этого принципа, поскольку у разных женщин с одинаковыми сроками беременности имеются различия в состоянии здоровья и развития плода. Вследствие этого назначение им двигательного режима только с учетом срока беременности носило бы формальный характер и было бы неоправданным [14].

На наш взгляд, традиционная система лечебной физической культуры для беременных имеет ряд не-

достатков. Прежде всего, название «лечебная» подразумевает наличие больного. Беременность и роды

- это не болезнь, а, наоборот, высшее проявление торжества жизни и здоровья [4, 8, 13, 15-21].

Из названия «лечебная физкультура» следуют и упражнения, которые реально не готовят к такому серьёзному испытанию, как роды [8, 12, 13, 16, 19].

Второй недостаток традиционной ЛФК для беременных - отсутствие индивидуального подхода. Периоды ЛФК разбиты на триместры, в которых существуют полные запреты на многие упражнения, хотя то, что одна беременная может сделать на последних месяцах срока, другая не сделает и на первых [13].

Поэтому нельзя ко всем подходить одинаково. В этой связи традиционная ЛФК, хотя и является шагом вперёд по сравнению с полным отказом от занятий, на данный момент не дает необходимого тренировочного эффекта для физической подготовки женщин в период беременности.

В последнее время в обществе появилась тенденция к возрождению естественных родов, появились в связи с этим и новые комплексы физических упражнений, включающие, в основном, упражнения на гибкость, заимствованные из европейской гимнастики и индийской йоги [5, 16, 18, 21]. Это, безусловно, очередной шаг вперёд, однако предлагаемые комплексы затрагивают лишь аспект развития эластичности тканей и не влияют на развитие силы мышц, координированности и способности к управлению движениями, а также не затрагивается развитие общей выносливости и раскрепощение подсознательных механизмов управления родовой деятельностью.

По своей сути возникающие методики не являются системой, а представляют собой лишь отдельные упражнения, которые, в целом, также не решают задачи подготовки к естественным родам, предполагая обязательное медицинское вмешательство на родах.

В связи с указанными положениями является актуальным освещение современной нетрадиционной системы физической подготовки женщин в период беременности к естественному рождению здоровых детей [8, 11, 12, 13, 19].

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы: раскрыть особенности и обосновать эффективность применения системы комплексной физической подготовки женщин в период беременности к естественному рождению здоровых детей «Раскрытие цветка» [8, 11, 12, 13, 19].

Задачи работы:

1. Изучить исторические основы формирования взглядов на физическую подготовку женщин в период беременности по данным современной литературы.

2. Осветить особенности системы комплексной физической подготовки женщин в период беременности к естественному рождению здоровых детей «Раскрытие цветка» [8, 11, 12, 13, 19].

3. Обосновать эффективность применения системы физической подготовки беременных «Раскрытие цветка» для естественного рождения здорового ребенка.

Методы исследования: анализ литературных

данных, метод анкетирования, метод анализа медицинских карт беременных и рожениц, метод субъективной оценки тяжести нагрузки и болевых ощущений по шкалам Г.Борга [11], педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В данном исследовании для количественного определения болевых ощущений во время родов и субъективных ощущений во время физической нагрузки в педагогическом эксперименте применялся метод Г.Борга (табл. 1). В исследовании помимо линейной шкалы Г.Борга применялась нелинейная шкала для субъективного определения роженицей болевых ощущений во время родов, регистрируемых по данным анкетирования рожавших женщин.

Боль во время родов является одним из показателей их тяжести, и никаким объективным прибором, помимо собственных ощущений она не измеряется, поэтому введение дифференцированной шкалы регистрации болевых ощущений, на наш взгляд, является весьма уместным для решения поставленных задач.

Болевые ощущения молодые мамы фиксировали по памяти в предложенной им анкете. Кроме того, в предложенной анкете фиксировались данные анализов крови и мочи во время беременности, особенности протекания беременности и родов, а также особенности развития ребенка.

Показатели анализов крови и мочи, а также факты наличия разрывов промежности различной степени применялись не в виде их абсолютных значений, а в виде рангов, номера которых представлены в таблице. Наличие изменений показателей анализов крови и мочи, превышающих значения нормы для беременных, ранжировались по факту их выявления в первом, втором или третьем триместре беременности [11].

В исследовании приняли участие 59 практически здоровых беременных. Однако они существенно отличались между собой по степени принятия ответственности на себя за предстоящие роды и по характеру применяемых физических упражнений при подготовке к родам. Согласно их анкетным данным, при статистической обработке результатов они были разделены на 5 групп, каждой из которых был присвоен номер или „ранг” согласно характеру применяемых физических упражнений во время беременности. Номера рангов варьировали от 0 до 4 согласно уровню применяемых упражнений во время беременности [11] (табл. 2).

Группа из беременных, которые вообще не готовились к естественным родам, не применяли никаких физических упражнений и полностью полагались исключительно на медицинский персонал в родах, мы обозначили знаком «0».

В группу (обозначена знаком «1») вошли беременные, которые при подготовке к родам занимались самостоятельно или в специальных группах физическими упражнениями, направленными исключительно на растягивание мышц и связок. Эти упражнения представляли собой в основном элементы системы «хатха-йога» или стретчинга, которые в на-

Таблица 1

Нелинейная шкала оценки болевых ощущений во время родов по данным анкетирования рожавших женщин

0 - ничего абсолютно

0, 5 - очень, очень слабая (едва ощутимая)

1 - очень слабая (легкая)

2 - слабая

3 - средняя

4 - несколько сильная

5 - сильная (тяжелая)

6

7 - очень сильная

8

9

10 - очень, очень сильная (почти максимальная

15 - максимальная

20 - запредельная

Таблица 2

Методика ранжирования беременных по группам в соответствии с применяемыми физическими упражнениями во время беременности

№ (ранг) группы Характеристика

0 не готовились к естественным родам, роды прошли со стимуляцией

1 применялись прогулки, упражнения на растягивание мышц

2 применялись прогулки, упражнения на растягивание мышц, плаванье, другие виды ФК

3 применялась разработанная методика

4 применялась разработанная методика и другие виды ФК

стоящее время являются наиболее распространенными в различных группах по подготовке к родам. Кроме того, беременные этой группы применяли прогулки на свежем воздухе не менее 1-1, 5 часов ежедневно.

Группа (обозначенная знаком «2») представляла собой беременных, хорошо подготовленных физически еще до беременности. Члены этой группы продолжали активно заниматься некоторыми «нестандартными» для беременных физическими упражнениями некоторое время во время беременности. Например, некоторые из них первые месяцы беременности продолжали бегать в медленном темпе или ездить на велосипеде, кататься на лыжах и т.д. Во время беременности члены этой группы помимо прогулок и упражнений, направленных на растягивание мышц, применяли плавание или аква-аэробику. Однако в этой группе не применялся разработанный комплекс физических упражнений для беременных и специальная методика психологической подготовки.

В группу, обозначенную цифрой «3», вошли беременные, которые не обязательно отличались отличной физической подготовкой до беременности, но занимались по системе «Раскрытие цветка» [8, 11,

12, 13, 19].

В группу, обозначенную цифрой «4», вошли беременные, которые занимались физическими упражнениями до беременности и занимались по системе «Раскрытие цветка» [8, 11, 12, 13, 19].

Результаты исследования и их обсуждение. Характеристика системы физической подготовки женщин в период беременности к естественному рождению здоровых детей

Как указывают авторы системы подготовки женщин в период беременности к естественному рождению здоровых детей [13, 19], физическая подготовка беременных должна строиться согласно теоретикометодическим положениям физической культуры и спорта, поскольку от состояния здоровья женщины в период беременности зависит не только ее течение, родовой процесс, но и состояние здоровья ребенка.

В этой связи система предполагает подготовку по нескольким направлениям, аналогично теоретикометодическим положениям физической культуры и спорта:

1. Развитие физических качеств женщин в период беременности (физическая подготовка);

2. Обучение двигательным действиям, необходимым для успешного протекания беременности, родов и

развития ребенка (техническая подготовка);

3. Актуализация личностного аспекта женщин в период беременности (психологическая подготовка). Необходимость физической подготовки для женщин в период беременности связана, прежде всего, с тем, что физические упражнения способствуют формированию здорового ребенка и облегчают процесс родовой деятельности. Рассмотрим этот аспект более подробно.

Процесс родов предполагает работу гладких и скелетных мышц. Именно это сближает процесс родов с любой системой физических упражнений и спортивной деятельностью. В отношении работы мышц роды гораздо более нагрузочны по сравнению с обычными занятиями физической культурой и спортом, требуют большого физического и психологического напряжения, к тому же цель родов гораздо более ответственна: дать жизнь новому человеку и сохранить здоровье матери.

Для более глубокого раскрытия смысла физической подготовки женщин в период беременности проведем небольшую аналогию, связанную с выступлением спортсмена на соревнованиях. Известно, что к соревнованиям нельзя допускать неподготовленного человека. И в то же время считается совершенно нормальным, что женщина, организм которой не готов к перенесению родов, под воздействием стимуляторов должна родить, и при этом и с ней и с ребёнком должно быть всё в порядке. Конечно, бывают случаи, что действительно, всё проходит благополучно: резервы организма большие. Но это уже становится редкостью: гипоксия новорождённого ребёнка - это прямое следствие недостаточности кровообращения в матке и плаценте, избытка продуктов метаболизма в крови, возникающие связи с недостаточностью функциональных возможностей организма для обеспечения родовой деятельности. В этой связи мы уделяем большое внимание физической подготовке женщин в период беременности.

Физическая подготовка женщин в период беременности состоит из нескольких компонентов: общая и специальная подготовка.

1. Общая подготовка. Под общей физической подготовкой подразумевается уровень развития основных физических качеств у женщины ещё до беременности. Закономерно, что у женщин, ранее занимавшихся физической культурой и спортом, уровень общей физической подготовки выше. Чем лучше физическая подготовка женщины до беременности, тем больше у нее выносливости, необходимой для того, чтобы спокойно выдержать достаточно длительный процесс родов (первые роды длятся в среднем 24 часа). Кроме того, чем лучше общая физическая подготовка беременной, тем больше у нее силы для того, чтобы обеспечить необходимую работу мышц при потугах. Средства общей физической подготовки женщин в период беременности: применение широкого комплекса аэробных упражнений, основным из которых являлась ходьба в среднем темпе 1-3 часа в день. Рекомендуется ходьба в зоне природы; применение плавания или аква-аэробики [1].

Однако одной лишь общей физической подготовки недостаточно. В этом ответ на вопрос, почему многие спортсменки тяжело рожают. Общая физическая подготовка позволяет организму осуществлять сильные схватки и потуги, однако тугая шейка матки у спортсменок в связи с хорошим общим развитием мышечносвязочного аппарата раскрывается медленно.

Поэтому необходима ещё и специальная физическая подготовка, обеспечивающая пластичность и эластичность связок и тканей малого таза и, соответственно, шейки матки и промежности.

В связи с этим, разработанная программа включает как общую физическую подготовку, так и специальную.

2. Специальная подготовка. Специальная физическая подготовка включает упражнения, направленные на укрепление мышц малого таза, на развитие способности мышц, связок и тканей к растяжению, на повышение способности организма выполнять движения целостно, и на пробуждение подсознательных механизмов управления родовой деятельностью, на возрождение, активизацию «памяти клеток» о гармоничных родах, присущих всем живым организмам на Земле.

Специальная физическая подготовка включает развитие групп мышц, участвующих непосредственно в родовой деятельности, т.е. развитие силы мышц спины, брюшного пресса, малого таза; развитие подвижности в суставах позвоночника и в тазобедренных суставах, эластичности связок тканей промежности. Специальная подготовка включает развитие специальной выносливости, необходимой для успешного прохождения родов. Для этого применяются дыхательные упражнения с задержкой дыхания на вдохе и выдохе; дыхательные упражнения с форсированным вдохом и длительным выдохом; дыхательные упражнения с частыми дыхательными движениями; дыхательные упражнения во время выполнения двигательных действий. При занятиях плаванием для специальной физической подготовки применяются упражнения аквааэробики, направленные на развитие эластичности тканей, пластичности движений, подвижности в суставах. При плавании движения более легкие и комфортные, что предотвращает образование тромбов. Для женщин в период беременности желательно плавать хотя бы один раз в неделю по одному часу. Конечно, если есть возможность, можно это делать столько, сколько хочется.

Кроме того, для специальной физической и психологической подготовки система предполагает применение гимнастики, созданной специально для беременных. Она способствует нормальному развитию ребенка, эффективно подготавливает организм к родам, учитывает индивидуальные особенности каждой беременной, не занимает много времени и вызывает удовольствие при ее выполнении [8, 11, 12, 13, 19].

Гимнастика называется «Раскрытие цветка» [13, 19]. Данное название означает в широком смысле раскрытие клеточной памяти, раскрытие утраченной способности к нормальным родам, а также - раскрытие творческих

и физических способностей как матери, так и будущего ребёнка. Ведь известно, что беременная и ребёнок - это единый организм и любые занятия беременной - это занятия и её ребёнка. Гимнастика является уникальной авторской научно-методической разработкой, имеющей свои характерные особенности. Она не имеет аналогов и наиболее рационально и эффективно способствует подготовке к естественным родам.

Основные принципы гимнастики системы «Раскрытие цветка»

1. Движения выполняются всем телом по так называемым силовым линиям энергетического поля человека [13, 19]. Это наиболее рациональные и энергетически экономные с точки зрения биомеханики и физиологии движения. В каждом движении последовательно участвуют все части тела до кончиков пальцев по принципу динамической волны. Траектории движения при этом привязаны к так называемым «силовым линиям» или «кругам» энергетического поля человека.

Понятие «силовые линии» введено восточной медициной [8], основанной на знаниях о движении энергии по меридианам, которые проходят как внутри тела, так и вне его, образуя так называемую энергетическую сферу человека. Упрощённо, энергетическая сфера подобна силовым линиям магнитного поля, расположенных в виде кругов вокруг магнита и проходящих также через полюса внутри магнита.

Все физиологические процессы в организме также протекают по кругу: обратная связь в работе центральной нервной системы (ЦНС), рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо, большой и малый круги кровообращения и др. Кроме того, биомеханические локомоции также совершаются в основном по кругам через основные плоскости (горизонтальную, вертикальную, саггитальную) [6, 7].

Высокотехничные движения спортсменов также имеют в своей основе круговые движения. Аналогично высокотехничным движениям спортсменов, родовой процесс и должен быть высокотехничным на всех уровнях: молекулярном, биомеханическом, физиологическом. Поэтому в основу данного комплекса положены движения по кругам, проходящим через «основные плоскости» тела человека. Такая форма движений наиболее биомеханически и энергетически рациональна и вызывает минимум утомления [6, 7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В гимнастике преобладают волнообразные движения позвоночника, которые улучшают кровообращение, воздействуют на организм как на систему, подобны волнообразным движениям гладкой мускулатуры и движениям тела во время схваток и потуг.

3. Гимнастика построена как танец, в котором одно движение плавно вытекает из другого, что развивает навык экономичности и пластичности, крайне необходимый для естественных родов.

4. Каждому упражнению комплекса соответствует строчка стихотворения о природе, что задаёт образ аналогичного движения у животных, растений или

природных явлений. Это направлено на активизацию «клеточной памяти» о гармоничных процессах и нормальных родах, поскольку в природе процесс родов за миллионы лет эволюции «отработан» исключительно хорошо.

Человеку необходимо активизировать в себе эти механизмы. Естественно, что кору больших полушарий, тормозящую подкорковые структуры родовой деятельности, «выключать» не следует, но есть смысл через кору активизировать процессы, управляющие родовой деятельностью. Одна из наиболее простых возможностей реализации данных положений состоит в активизации природных образов одновременно с выполнением соответствующих упражнений.

Биомеханическое обоснование выполнения упражнений.

В разработке комплексов физических упражнений важное значение отводится обоснованию, в т.ч. и биомеханическому, целесообразности внешних воздействий на организм женщин в период беременности. Это позволит более эффективно влиять или конструировать необходимые параметры подготовленности женщин к экстремальным нагрузкам, к которым можно отнести родовую деятельность. Поэтому биомеханически и энергетически целесообразно в основу физических упражнений внести движения по кругам, проходящим через «основные плоскости» тела человека (схема 1).

Подтверждением сказанному является тезис

0 необходимости критического подхода к устоявшимся мнениям о целесообразности тех или иных упражнений1. Тем самым авторы подчеркивают, что внешняя картина упражнений, выполняемых для совершенствования в каких-либо умениях или же в оздоровительных целях, даже при практически полном сходстве не является гарантией того, что будет обеспечена ожидаемая эффективность.

Следует отметить, что по мнению Г.А. Савицкого2, эффективно управлять родовым процессом можно только тогда, когда известны все детали его биомеханики, на которые можно влиять, моделируя весь процесс в целом и его детали в частности. Кроме того, необходимо учитывать, что родовая схватка имеет три составляющие: миогенную, гемодинамическую и гидравлическую. Каждая из этих составляющих производит энергию, которая конвертируется во внешнюю работу по раскрытию шейки матки и продвижению плода по родовому каналу, а раскрытие шейки матки в родах является следствием силового депонирования крови в сосудистые лакуны шейки матки. Это создаёт два биомеханических эффекта: первый - увеличение внутритканевого объёма; второй - это появление

1 Ратов И.П. Вопросы теории оздоровления человека: к проблемам выбора перспективных направлений в использовании нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры /И.П. Ратов, В.В. Иванов, Г.И. Попов, В.Д. Кряжев, Г.Н. Грец, А.В. Кочергин, В.А. Усков, А.И. Попов, А.А. Гречихо.// Теория и практика физической культуры. - 1999. - №5 -С. 24-30.

2 Савицкий ГА. Биомеханика раскрытия шейки матки в родах / Г.А. Савицкий. - СПб.: ЭЛБИ, 1999. - 114с.; Савицкий Г.А. Биомеханика физиологической и патологической родовой схватки / ГА. Савицкий, А.Г. Савицкий. - СПб.: ЭЛБИ, 2003. - 287с.

Схема 2. Граничные позы при подтягивании в висе лежа на низкой перекладине (штриховкой обозначены наиболее активные мышцы): 1 — мышцы-сгибатели кисти; 2 — трехглавая м. плеча; 3 — двуглавая м. плеча;

4 — плечелучевая м.; 5 — большая грудная м.; 6 — широчайшая м. спины; 7 — четырехглавая м. бедра; 8 — мышцы-разгибатели стопы; 9 — прямая м. живота. (Уткин В.Л., 1981).

Схема 3. Картина деформации волокон в поперечной волне, бегущей вдоль мышцы (Руденко О.В.,

А.П. Сарвазян, 2006)

векторов силы, стремящихся расправить шейку по окружности, растянуть её диаметр. По мнению С.Л. Воскресенского3 при физиологическом течении родов биомеханика раскрытия шейки матки и продвижения плода по родовому каналу есть интегральное производное взаимодействия двух механизмов - миоме-трального и гемодинамического.

Также известно, что механические свойства мышц тесно связаны с функциональными и структурными особенностями тканей мышечной системы. Ее основные функции: поддержание позы, обеспечение движения, демпфирование ударных нагрузок - чисто механические. С этих позиций очень важна оценка функционального состояния людей, испытывающих мышечные нагрузки, а также понимание процессов волновой биомеханики скелетных мышц4.

Доказано, что активные действия мышц, определяемые развитием движения вдоль тела человека и определяющие взаимное движение звеньев в суставных сочленениях, связаны прежде всего с поддержанием волнового движения тела как целого и включаются в движение в соответствии с прохождением фронта волны вдоль тела человека (схема 2) 5.

Примером может служить психобиоэнергетический способ оздоровления организма человека, который обеспечивает высокий эффект в силу того, что в нем путем специальных физических упражнений задают пространственные движения позвоночнику и другим частям опорно-двигательного аппарата (ОДА) для образования резонансно-волнового воздействия на органы и отдельные части ОДА. При этом физические упражнения выполняют путем задания волновых движений отдельным звеньям ОДА одновременно вокруг нескольких осей с акцентированием максимальной амплитуды движений на заданном сегменте или органе пациента для обеспечения максимального биоэнергетического волнового импульса на них6.

К этому следует добавить также необходимость знаний аспектов гармонизации физического развития человека методами и средствами, разработанными на основе волновой биомеханики7 и используемыми в практической деятельности8.

3 Воскресенский С.Л. Динамика поступательного движения предлежащей части плода во время родов и её графическая интерпретация / С.Л. Воскресенский // Акушерство и гинекология. - 1991. - № 5. - С.34-37.

4 Руденко О.В. Волновая биомеханика скелетной мышцы //

О.В. Руденко, А.П. Сарвазян. //Акустический журнал. - 2006. - Т. 52. - Т6. - С. 1-14.

5 Попов Г.И. О передаче мышцей энергии при заданном волновом движении звеньев тела человека / Г.И. Попов // Биофизика. 1990, т. 35, вып. 4, с. 670-674.

6 Гречихо А.А. Психо-биоэнергетический способ профилактики болезней и оздоровления организма человека. Положительное решение по международной заявке на патент РСТ/ Ru 98/ 00104, приоритет 9 апреля 1998 года.

7 Агашин Ф.К. Биомеханический резонанс и возможности его использования в медицине. / Ф.К. Агашин //Казанский медицинский журнал. - 1975. - Т. LVI. - N2. - С. 45-49.

8 Бабенкова Е.А. Внедрение методики Агашина в двигательный режим детского сада / Е.А. Бабенкова. //Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения: Научно-практический журнал. - 2009. - №1. - С. 20-24.

Поэтому при составлении комплексов упражнений для женщин в период беременности были учтены вышеизложенные биомеханические аспекты распространения энергии в движении, степень напряжения отдельных мышц или мышечных групп (схема 3) и др.

«РАСКРЫТИЕ ЦВЕТКА»

ГИМНАСТИКА ДЛЯБЕРЕМЕННЬХ [13, 18]

Предлагаемый комплекс упражнений прост в усвоении, содержит необходимый набор движений для развития физических качеств и способностей, необходимых для родовой деятельности.

Эту гимнастику необходимо освоить полностью, но выполнять, конечно же, по самочувствию. Это означает, что нужно хотя бы один раз в день по 5-10 мин выполнять основные упражнения («Кошечка», «Бабочка», «Водоросли», «Ракушка»), которые необходимо повторять минимум по 3-5 раз. Если позволяет самочувствие, то можно выполнять весь комплекс целиком. Это обеспечит целостное воздействие на организм процесса подготовки к родам. Можно выполнять комплекс и 2 раза в день, а можно разбить его на две части и выполнять одну часть утром, другую - вечером. Минимальное количество повторений каждого упражнения - 3-5 раз, но если у беременной возникает желание выполнить большее количество повторений, то можно выполнить большее количество повторений.

1.Камыш склонился над водой

2.Трава согнулась над землей

3.Спиною кошка потянулась Хвостом пушистым обмахнулась

4.В воде русалка появилась

5.Большая лилия раскрылась

6.Волна по морю прокатилась

7.Красиво ива наклонилась

8. Олень рогами поводил

9.Медведь башкою покрутил

10.Привстал на лапах крокодил

11.Хвостом огромным поводил

12.Как щупальца в волнах прибоя Танцуют водоросли стоя

13.Ракушка створками раскрылась

14.Улитка вышла погулять

15.Березка тихо распрямилась

16.И закачалась вдруг опять

17.Тюлени плавают на спинах

18.А бабочка подружку ждет

19.Червяк копается в глубинах

20.И на охоту тигр идет

21.Медведь уходит за малиной

22.Волк пробегает по тропе

23.Орёл летает над долиной

24.Лягушка прыгает в траве

25.Среди камней ползет змея

26.Любить природу буду я.

Описание и иллюстрация упражнений [13, 19]

1. Камыш склонился над водой (рис. 1): и.п. сомкнутая стойка, ладони сомкнуты перед грудью, 1 -подняться на носки, потянуться, 2 - опуститься на колени, руку поставить ладонями на пол, сесть на пятки и дотронуться лбом пола между ладонями, 3 - и.п.

Это упражнение похоже на телодвижения буддистов во время службы, однако не имеет ничего общего с религиозным ритуалом. Это упражнение нормализует все системы энергообеспечения организма.

2. Трава согнулась над землей: (рис. 2) и.п. - сед на пятках, наклониться к полу и вернуться в и.п. используя принцип волны.

Это упражнение включает принцип волны, оно распределяет кровоток равномерно по всему телу, так же служит и для расслабления позвоночника. Является незаменимым при лечении остеохондрозов и радикулитов.

3. Спиною кошка потянулась (рис. 3): и.п. коленно-ладонная стойка, потянуться вперёд и назад, как волна. Это упражнение распределяет кровоснабжение равномерно по телу, предотвращает и исправляет нарушения осанки, остеохондрозы, радикулиты.

Надо как можно глубже войти в образ мягкой и гибкой кошки, которая потягивается.

Хвостом пушистым обмахнулась: и.п. - коленноладонная стойка. Подтянуть одно колено к груди, наклонить голову вниз, затем выпрямить согнутую ногу назад и вверх, прогнувшись. Это упражнение укрепляет мышцы таза, спины, промежности.

4. В воде русалка появилась (рис. 4): и.п. стойка ноги врозь, попеременное вращение плечами назад.

5. Большая лилия раскрылась (рис. 5) - и.п. руки перед собой плечи сведены, 1- наклон назад, прогнуться руки в сторону; 2 - и.п.

6. Волна по морю прокатилась (рис. 6): и.п. -одна нога вперёд. Сделать плавное волнообразное движение вперёд туловищем и руками. То же в другую сторону.

7. Красиво ива наклонилась (рис. 7): и.п. - о.с. Наклоны туловища вперёд (обхватить колени руками), назад, в стороны. При этом одна рука поднимается вверх, другая опускается вниз за спину. Круговые вращения туловищем. Это упражнение укрепляет поясничный отдел позвоночника. Образ ивы помогает развивать гибкость и найти свой ключ к гармонии тела и души.

Рис. 1. Камыш склонился над водой

Рис. 2.Трава согнулась над землей

Рис. 3. Спиною кошка потянулась Хвостом пушистым обмахнулась

Рис. 4. В воде русалка появилась

Рис. 5. Большая лилия раскрылась

Рис. 6. Волна по морю прокатилась

Рис. 7. Красиво ива наклонилась

Рис. 8. Олень рогами поводил

Рис. 9. Медведь башкою покрутил

8. Олень рогами поводил (рис. 8): и.п. - стойка ноги врозь, ладони в замке на лбу. Выполнить наклоны головы вперёд с сопротивлением на ладони.

И.п. - стойка ноги врозь, руки в замке на затылке. То же наклоны назад.

И.п. - то же, ладонь одной руки с одноименной стороны над ухом. То же наклоны вбок. Повторить в другую сторону.

Это упражнение укрепляет мышцы шеи и предотвращает развитие шейного остеохондроза, создаёт образ величия и силы.

9. Медведь башкою покрутил (рис. 9): и.п. - стойка ноги врозь - выполнить наклоны вправо влево к плечам, расслабляя шею («покивать» головой).

И.п. - стойка ноги врозь. Выполнить повороты головы вправо влево, расслабив шею.

И.п. - стойка ноги врозь. Круговые движения головой.

Это упражнение улучшает кровообращение и подвижность в шейном отделе.

10. Привстал на лапах крокодил (рис. 10): и.п.

- упор лёжа, сгибание разгибание рук в упоре лёжа (отжимание от пола), если тяжело, тогда выполнять это упражнение из положения - коленно-ладонная стойка. Это упражнение укрепляет мышцы рук, груди, плечевого пояса и спины.

11. Хвостом огромным поводил (рис. 11): и.п. -коленно-ладонная стойка. Круговые движения ног в тазобедренных суставах. Махи ногами назад.

Это упражнение укрепляет мышцы таза спины, промежности способствует улучшению подвижности в тазобедренных суставах.

12. Как щупальца в волнах прибоя танцуют водоросли стоя (рис. 12): и.п. - стойка ноги врозь. Круговые движения в тазобедренном суставе. Поочередные движения в тазобедренных суставах вперёд назад (выполнять как удары в восточных единоборствах), поочередное отведение ног в стороны. Выполнять как удары в восточных единоборствах.

Это упражнения способствует развитию подвижности крестца.

13. Ракушка створками закрылась (рис. 13): и.п. лёжа на спине - одновременное поднимание и опускание туловища и ног, руки вперёд или за головой. Также это упражнение можно выполнить в статическом режиме. Руки держать прямые параллельно полу, ладони у колен. Упражнение лучше делать на задержке дыхания.

Это упражнение укрепляет мышцы живота и спины для родов, оказывает тонизирующее и общеукрепляющее действия, способствует пищеварению.

14. Улитка вышла погулять (рис. 14): и.п. -лёжа на спине - закинуть ноги за голову. Потянуться. Упражнение стимулирует кровообращение шейного отдела позвоночника и улучшает функцию щитовидной железы.

15. Берёзка тихо распрямилась (рис. 15): и.п. лёжа на спине - поднять ноги вверх и таз вверх как можно выше. Руки поставить под поясницу или закинуть за голову. Темп медленный, тело стоит вертикально, спина прямая, на полу только плечевые суставы, задняя поверхность шеи и затылок, задняя поверхность рук до локтей.

Это упражнение улучшает равновесие, укрепляет мышцы спины, улучшает кровообращение щитовидной, вилочковой железы и гипофиза. Также это упражнение, если его выполнять с первых месяцев беременности (до 2 месяцев), способствует правильному расположению плаценты в матке, уменьшает риск предлежания плаценты. На более поздних сроках способствует правильному положению плода (вниз головой). В случае, если ягодичное предлежание, также следует делать это упражнение, чтобы ребёнок перевернулся.

16. И закачалась вдруг опять (рис. 16): и.п. - стоя на лопатках, лечь на спину, ноги согнуть, потом снова выйти в «берёзку».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это упражнение способствует укреплению мышц спины.

Рис. 10. Привстал на лапах крокодил Рис. 11. Хвостом огромным поводил

Рис. 12. Как щупальца в волнах прибоя Танцуют водоросли стоя

Рис. 13. Ракушка створками закрылась

Рис. 14. Улитка вышла погулять

17. Тюлени плавают на спинах (рис. 17): и.п. лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах. Поднимание и опускание таза.

Это упражнение способствует улучшению кровообращения в области таза. Разгружает мышцы спины.

18. А бабочка подружку ждёт (рис. 18): и.п. сидя, стопы вместе, подтянуть их промежности. Стараться положить колена на пол. Позвоночник держать прямо. Можно положить предплечья на бёдра и голени и, наклоняясь вперёд давить на ноги вниз. Также можно, чтобы кто-то давил на колени сверху, но очень медленно и осторожно. Можно выполнять это упражнение, сидя у стены. Очень важно, чтобы пятки были ближе к промежности, тогда тянуться связки в пояснице и спине.

Это упражнение растягивает связки и мышцы, которые участвуют в родовой деятельности, что значительно облегчает и обезболивает роды, способствует предотвращению разрывов промежности.

19.Червяк копается в глубинах (рис. 19): и.п. -сидя на полу, ноги разведены в стороны как можно шире - наклоны вперёд к полу, стараться коснуться лбом пола, колени не сгибать, затем к каждой ноге.

Выполнять то же из и.п. одна нога согнута в колене и лежит на полу пяткой к промежности, и нога согнута наружу, пятку стараться привести к бедру. Выполнить наклоны из и.п. ноги вместе. Выполнить сед, ноги согнуты в коленях наружу, пятки приведены к бёдрам.

Рис. 15-16. Березка тихо распрямилась И закачалась вдруг опять

Рис. 17.Тюлени плавают на спинах

Рис. 18. А бабочка подружку ждет

Рис. 19.Червяк копается в глубинах

Это упражнение усиливает кровообращению в матке, растягивает мышцы промежности, действует общеукрепляюще, развивает гибкость в тазобедренных суставах, повышает эластичность мышц ног. Образ червяка способствует расслаблению мышц.

20. И на охоту тигр идёт (рис. 20): ходьба по полу, имитируя ходьбу тигра. Согнутые ноги проносить близко друг к другу. Руками изображать движение передних лап.

21. Медведь уходит за малиной (рис. 21): ходьба по кругу, имитируя ходьбу медведя. Корпус слегка наклонён, носки развёрнуты во внутрь, ноги согнуты и ставятся широко.

22. Волк пробегает по тропе (рис. 22): Бег в лёгком темпе по кругу, имитируя волчью рысь.

23. Орёл летает над долиной (рис. 23). Имитировать полёт орла, выполнять широкие взмахи рука-

ми, двигаясь по кругу. Можно сочетать с глубоким дыханием.

Упражнения 21, 22, 23, 24 требуют как можно большего слияния с образами животных. За счёт этого улучшаются функции отделов головного мозга, которые не задействованы в повседневной жизни. Усиливается интуиция и чуткость.

24. Лягушка прыгает в траве (рис. 24): из и.п.

- широкая стойка ноги, врозь выполнять приседы, широко разводя колени в стороны. Упражнение выполнять в движении. Также выполнять приседы, скользя спиной вдоль стены.

Это упражнение действует общеукрепляюще, растягивает мышцы промежности, тренирует мышцы ног, которые непосредственно участвуют в родовой деятельности. Создаёт яркий образ взрывной энергии жабы, которая скачет, что помогает в тяжёлые минуты жизни.

Рис. 20. И на охоту тигр идет

Рис. 21. Медведь уходит за малиной

Рис. 22.Волк пробегает по тропе Рис. 23. Орёл летает над долиной

25. Среди камней ползёт змея (рис. 25): и.п. - сед на правую ногу, перенос массы тела с одной ноги на другую.

Опираясь руками на пол, развести ноги как можно шире. Стараться аккуратно сделать поперечный шпагат и продольный в одну и другую сторону.

Это упражнение влияет на органы малого таза, растягивает мышцы промежности и ног, способствует гибкости тела и характера.

26. Любить природу буду я (рис. 26): Вернуться в положение стоя и постоять 0,5-1 минуту, стараясь почувствовать сразу всю природу. Это упражнение упорядочивает и успокаивает все функции организма, способствует активации высоких чувств. Способствует расширению границ восприятия и будит любовь ко всему живому.

Помимо выполнения гимнастики для беременных «Раскрытие цветка» при подготовке к родам, необходимо развивать общую выносливость, потому что это основное средство для укрепления сердечнососудистой системы. А при родах сердечно-сосудистая система подвергается большим нагрузкам.

Для этого беременным необходимо гулять на свежем воздухе 2 часа в день (можно больше). Это не означает ходьбу по магазинам, путь с работы и на работу и т.д.: необходимо выделить себе время специально для прогулок!

Хорошим средством подготовки к родам является плавание. Если беременная не умеет плавать, то можно просто учиться держаться на воде, посещать занятия по аква-аэробике.

Если у беременной есть любимые физические упражнения (например, она уже много лет занимается

Рис. 24. Лягушка прыгает в траве

Рис. 25. Среди камней ползет змея

Рис. 26. Любить природу буду я.

каким-либо видом спорта), то можно эти упражнения применять в качестве индивидуальной программы подготовки к родам. Естественно, их следует выполнять в несколько меньшем объеме, чем до беременности.

При выполнении упражнений беременной следует руководствоваться своим самочувствием. Это лучший индикатор того, что и сколько необходимо делать, т.е. правильной дозировки нагрузки. Традиционно считается, что при беременности нельзя бегать, прыгать, кататься на велосипеде. Но в тоже время известно много случаев, когда баскетболистки до шестого месяца беременности продолжали выступать на соревнованиях и при этом с их беременностью все было в порядке. То же касается и езды на велосипеде, и остальных видов физических упражнений. Все дело в самочувствии и физической подготовке беременной.

Обоснование эффективности применения системы физической подготовки женщин в период беременности «Раскрытие цветка» для естественного рождения здоровых детей. Исследование эффективностипримененияразработаннойпрограммы для подготовки беременных к естественным родам проводилось в двух направлениях [11]:

Выявление влияния применения разработанной методики на характер родов.

Выявление влияния разработанной методики на течение беременности.

Для выявления степени влияния разработанной программы на ход родов анализировались данные длительности родов, наличия или отсутствия медикаментозной стимуляции родовой деятельности, наличия и степени разрывов промежности, а также степень болевых ощущений по нелинейной шкале Г.Борга.

Результаты данной серии исследований показали, что по длительности родов достоверно отличается группа «0», в которой применялась медикаментозная стимуляция родовой деятельности и группа «4», в которой применялась разработанная методика в сочетании с изначальной отличной физической подготовкой беременных.

В группах «1», «2» и «3» не выявлено достоверных различий по продолжительности родов (рис. 27).

Полученные данные означают, что разработанная методика влияет на продолжительность родов лишь в том случае, когда она сочетается с отличной физической подготовленностью, как это характерно для испытуемых группы «4». В других случаях физические упражнения не оказывают достоверного влияния на длительность родов, по всей видимости в связи с тем, что длительность родов - достаточно жестко генетически детерминированный показатель, и изменить его можно только медикаментозным вмешательством, что нежелательно, как уже доказано многими учеными.

Применение специальной программы подготовки к родам способствует некоторому снижению длительности родов в том случае, если эта программа сочетается с изначальным высоким уровнем физической подготовленности или же с особенностями генотипа.

Влияние разработанной методики на снижение

интенсивности болевых ощущений в разные периоды родов оказалось весьма существенным (рис. 27). Это подтверждается данными корреляционного, регрессионного анализа и анализа достоверности различий. Так, в группе «3» отмечается достоверное снижение болевых ощущений в конце раскрытия шейки матки (этот момент, а также момент выхода головки ребенка обычно являются наиболее болезненными, когда роженица теряет контроль над собой от боли, и в анкетных данных именно эти моменты чаще всего отмечаются как «запредельные» болевые ощущения). В группе «3» вообще не отмечалось указаний на болевые ощущения, характеризуемые как «максимальная боль» или «запредельная». Еще более существенно снижение болевых ощущений в группе «4».

В этой группе пиковые субъективные ощущения боли не превышают оценку «3», т.е. «средняя», а при потугах и выходе головки становятся еще ниже. Анализ достоверности различий субъективных ощущений боли в разных группах показывает, что применение элементарной физической культуры виде прогулок и растяжек, как в группе «1» достоверно снижает болевые ощущения по сравнению с полным отсутствием применения физических упражнений (группа «1» достоверно отличается от группы «0»), однако ощущения боли все еще остаются достаточно высокими (среднее значение группы «1» - 17, 5 баллов, между «максимальная» и «запредельная»). Это свидетельствует о том, что для снижения болевых ощущений во время родов еще недостаточно применения исключительно упражнений на растягивание, как это практикуется в большинстве современных центрах по подготовке к естественным родам. Недостаточно и изначального наличия общей физической подготовки, как это характерно для группы «2», потому что в группе «2» не отмечается достоверного снижения болевых ощущений в конце раскрытия шейки матки по сравнению с группой «1». В то же время наличие специальной физической подготовки к естественным родам по разработанной программе приводит к достоверному снижению болевых ощущений во время родов, особенно на его последних этапах. В группе «3» максимальная оценка болевых ощущений уже ниже 10 баллов. А в группе «4», как уже указывалось, эта оценка достоверно отличается от оценки в группе «3». Полученные данные свидетельствуют о том, что при применении разработанной программы подготовки беременных к естественным родам существенно снижаются болевые ощущения даже в случае отсутствия хорошей общей физической подготовки до родов, а при сочетании общей и специальной подготовки болевые ощущения снижаются еще более существенно, и становится реальностью возможность естественных безболезненных родов.

Зависимость между степенью подготовленности к родам (по рангу группы) и субъективными ощущениями в конце раскрытия шейки матки описывается уравнением квадратической функции: Болевые ощущ. = 19,52 - 0,06*ранг группы - 0,99*ранг группы2 [11] (рис. 28), что подтверждает и наглядно демонстри-

о

ч:

с

сі

Рис. 27. Показатели длительности родов в группах беременных, различающихся по уровню и характеру физической подготовленности

рует возможность естественного снижения болевых ощущений в родах путем применения специальной программы подготовки.

Как показали результаты исследования, разработанная программа подготовки беременных к естественным родам способствует также уменьшению количества и степени разрывов промежности. Об этом свидетельствуют данные корреляционного анализа. Между «рангом» группы и показателем разрывов выявлена отрицательная достоверная взаимосвязь (г=-0, 75, р<0, 001). Это означает, что при повышении уровня и качества физической и психологической подготовки к родам снижается количество и степень разрывов.

Данная методика имеет свое продолжение в виде динамической гимнастики в стихах для новорожденных, грудных детей, а также - для детей ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста [9, 10].

Влияние физической подготовки женщин в период беременности на развитие детей. В настоящее время система физической подготовки женщин в период беременности «Раскрытие цветка» применяется в течение 18 лет. Результаты наблюдений за детьми, мамы которых занимались по данной системе, показывают, что ее применение оказывает положительное влияние на развитие детей по двум аспектам:

• повышение уровня физической подготовленности (рис. 28);

• развитие способностей в нескольких направлениях (спортивные способности и способности к искусству, и др.) (рис. 29. 30).

Например, девочка (рис. 28) в 2, 5 года - участник нескольких соревнований и даже призер в соревнованиях по спортивному ориентированию на детской дистанции, в 4 года - победитель соревнований по детским велогонкам (возраст участников - 4-7 лет), в

5 лет - успешно занимается в секции по спортивной гимнастике.

Кроме того, дети, прошедшие такую «внутриутробную» подготовку, отличаются высоким уровнем физического развития в сочетании с развитием различных, часто противоположных способностей (рис. 29, 30). Например, мальчик (рис. 29) является разрядником в велотуризме и лауреатом международных конкурсов юных музыкантов, награжден стипендией мэра города.

Ребенок (рис. 30) в 3,5 года свободно проплывал до 2 км, в 7 лет выполнил 3 взрослый разряд по шахматам, стал лучшим учеником начальной школы по физической культуре и лауреатом международного конкурса имени Бетховена среди юных флейтистов. Таким образом, предлагаемая методика положительно влияет не только на процесс родов, но и на творческое развитие детей.

Таким образом, предлагаемая методика положительно влияет не только на процесс родов, но и на творческое развитие детей.

Рис. 28. Иллюстрация влияния системы физической подготовки женщин в период беременности «Раскрытие цветка» на уровень физической подготовленности детей (девочка в 2, 5 года - участник нескольких спортивных соревнований, в 4 года - победитель соревнований по детским велогонкам (возраст участников - 4-7 лет), в 5 лет - успешно занимается в секции по спортивной гимнастике

Рис. 29. Иллюстрация влияния системы физической подготовки женщин в период беременности «Раскрытие цветка» на уровень физической подготовленности детей в сочетании с развитием различных способностей (мальчик в 14 лет является разрядником в велотуризме и лауреатом международных конкурсов юных музыкантов, награжден стипендией мэра города)

Рис. 30. Иллюстрация влияния системы физической подготовки женщин в период беременности «Раскрытие цветка» на уровень физической подготовленности детей в сочетании с развитием различных способностей (ребенок в 3, 5 года свободно проплывал до 2 км, в 7 лет выполнил 3 взрослый разряд по шахматам, стал лауреатом международного конкурса юных

музыкантов имени Бетховена)

Выводы.

1. Проблема физической подготовки женщин в период беременности к естественному рождению здоровых детей до настоящего времени развивалась в рамках лечебной физической культуры, практические рекомендации относительно данной тематики имеют множество противоречий и не учитывают индивидуальных особенностей беременных.

2. Система физической подготовки женщин в период беременности к естественному рождению здоровых детей «Раскрытие цветка» построена аналогично программам подготовки в физической культуре и спорте, поскольку и роды, и спортивные соревнования имеют в своей основе физическую нагрузку и направлены на максимальную реализацию физических и психофизических возможностей.

3. Проведенное исследование показало эффективность применения разработанной программы подготовки к родам. Она оказывает положительное влияние на ход родов, способствует нормализации показателей анализов крови и мочи, предотвращению разрывов промежности и осложнений, существенному уменьшению болевых ощущений во время родов.

4. Применение системы физической подготовки женщин в период беременности «Раскрытие цветка» оказывает положительное влияние на развитие детей по двум аспектам: повышение уровня физической подготовленности; развитие способностей в нескольких направлениях (спортивные способности и способности к искусству, и др.)

5. Система физической подготовки женщин в период беременности «Раскрытие цветка» достаточно проста в применении и освоении, вызывает удовольствие при ее использовании.

Перспективы дальнейших исследований: предполагается развитие программы подготовки беременных к естественным здоровым родам и научное обоснование ее эффективности, связанное с проведением исследований на более широкой выборке с расширением количества анализируемых показателей.

Литература:

1. Аквагимнастика как метод профилактики гипоксии плода / [Кривоногова Т.С., Тютева Е.Ю., Евтушенко И.Д. и др.] // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечеб. физ. культуры. -2003. - N 4. - С. 23-25.

2. Верич ГЕ. Влияние комплексной программы физической реабилитации на состояния плода у беременных с артериальной гипертензией / Г.Е. Верич, Т.П. Гусев // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Збірник наукових праць за ред. Єрмакова С.С., Харьков, ХДА-ДАМ (ХХПІ), 2005. - №18. С. 92-95.

3. Голубева ГН. Влияние двигательной активности беременной женщины и плода на уровень зрелости новорожденного / ГН. Голубева // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - N 2. - С. 25-26.

4. Дик Рид. Роды без страха / Дик Рид. Роды. - Спб: Питер Пресс, 1996. - 120 с.

5. Дифайор Д. Гимнастика для беременных. / Дифайор Д. - М.; СПб.: Диля, 2004. - 100 с.

6. Ермаков С.С. Моделирование системы основных технических приемов игры в волейбол / Ермаков С.С., Кошевой С.В. // Физическое совершенствование учащейся молодежи и повышение ее работоспособности: Межвуз. сб. науч. тр. - Харьков, 1989.

- Вып. 11. - С. 46-48.

7. Ермаков С.С. Модели рабочих поз спортсмена как фактор эффективности выполнения двигательных действий / Ермаков С.С. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХХПИ. - Харьков, 2001. - N 4. - С. 16-22.

8. Козина Ж.Л. Рождение ребенка (Методика физической и психологической подготовки беременных к естественным родам) / Козина Ж.Л., Козин В.Ю.. - Харьков, 1998. - 64с.

9. Козина Ж.Л. Маленькие волшебники. Веселая детская гимнастика в стихах. Приложение - видеофильм / Козина Ж.Л., Козин В.Ю. - Х., 2000, 2005, 2009. - 72 с.

10. Козина Ж.Л. Чудо природы. Динамическая гимнастика и обучению плаванию новорожденных. - Приложение - видеофильм / Ж.Л. Козина, В.Юю Козин. - Х., 2005, 2009. - 72 с.

11. Козина Ж.Л. Эффективность применения комплексной программы физической и психологической подготовки беременных к естественным родам / Козина Ж.Л., Козин В.Ю., Коломиец Н.А. // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Збірник наукових праць за ред. Єрмакова С.С., Харків, ХДАДАМ (ХХПІ), 2005. - №18. - С. 54-65.

12. Козина Ж.Л. Информационное обеспечение комплексной физической подготовки беременных к естественным здоровым родам / Козина Ж.Л. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб.научн.трудов под. ред.проф. Ермакова С.С.

- Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2007. - №6. - С. 97-108.

13. Козина Ж.Л. Основные положения авторского курса подготовки беременных к естественным здоровым родам «Раскрытие цветка» / Козина Ж.Л. // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наукова монографія за редакцією проф.. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2008. - №3. - С. 81-92.

14. Лечебная физическая культура: Справ. / Ред. Епифанов В.А. -М.: Медицина, 2001. -160 с.

15. Оден М. Возрожденные роды. / Пер.с.фр. Е. Холтубей под ред. И.Ивановой. Оформление А.Соловьева. - Днепропетровск: Клуб Родительской Культуры «Дельта». - 1998. - 152 с: фото.

16. Ргшік Ка., Gбmer К., Ргшік. Кге. РтЫета!ука aktywnosci fizycznej w stosunku do zdrowia czlowieka. Usta ad АІЬіт Bohemica, 2008, - ^ 8, N0. 2. - С. 125-135.

17. http://materinstvo.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. http://sargunas.ru/index/0-2

19. http://rodydoma.com.ua

20. www.babies.kiev.ua

21. www.akusherstvo.ru

Поступила в редакцию 14.10.2010г.

Прусик Кристоф prusik@hot.pl Ермаков Сергей Сидорович sportart@gmail.com Козина Жаннета Леонидовна zhaks_k@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.